← На Базу ← Нарофоминский прорыв 1-5 декабря 1941 года


Оборона Москвы.


Нарофоминский прорыв 1-5 декабря 1941 года.
Что было и чего не было в действительности (стр. 33-72, опубликовано в ВИА № 1 1997 г.)


Автор на основании архивных документов 33-й армии и штаба Западного фронта (ЗФ) опровергает версию ликвидации Нарофоминского прорыва, изложенную командиром 18-й стрелковой бригады А. И. Сурченко в статье «Ликвидация прорыва в р-не Наро-Фоминск» (ВИЖ № 12, 1962, с. 49-54) и повторенную затем полковником Б. И. Невзоровым («Оборона 5-й и 33-й армии Запфронта в битве под Москвой», изд. Ак. Фрунзе, 1973 г.), которого не насторожило отсутствие подтверждающих документов в работе А. И. Сурченко, и он описание этих боевых действий 2-4 декабря 1941 г. повторил в его редакции. Вот краткое изложение этой совершенно недостоверной версии (самому бою А. И. Сурченко в статье посвятил всего 9 строк):
18 сбр из района Тарасково первой начинает атаку и наносит удар по Юшково – «… одна из стрелковых рот, которой командовал лейтенант Павлов, ворвалась на северную окраину Юшково. Используя ее успех…» (и только после этого по его утверждению в бой вступила Танковая группа, исходные позиции которой А. И. Сурченко произвольно «отодвинул» на 4 км восточнее Бурцево, где она (ТГ) никогда не находилась). На самом же деле события развивались следующим образом. Утром 1-го декабря части 290-й и 258-й пд, прорвав оборону 222-й сд в районе Таширово, вышли на шоссе Наро-Фоминск – Кубинка. 292 пд смогла продвинуться в северном направлении по узкому дефиле (дорога среди леса) только на 8-9 км и заняла Акулово.
Нарофоминский прорыв немцев к Москве (1-2 декабря 1941 года).

Нарофоминский прорыв немцев к Москве (1-2 декабря 1941 года). Сх. исп. В.М. Сафир.

Однако, достигнув в 6-ти км от Кубинки оборонительных рубежей, 32 сд Полосухина наступление прекратила. Главные же силы немцев – 478 пп 258 пд и 30 танков – повернули от деревни Головеньки на восток в сторону Москвы, и 2.12.41 заняли Юшково, Петровское и Бурцево. Дальнейшие события автор описывает в строгом соответствии с докладом штаба ЗФ «Действия танков на фронте 33-й армии.
1. Бой танков под Юшково 2-3 декабря 1941 …»:
– Во исполнение указания Командующего ЗФ командарм-33 для ликвидации прорыва сформировал Танковую группу в составе: 136-й и 140-й отдельные танковые батальоны, 5-я танковая бригада, 23 и 24 лыжные батальоны и отряд 183 зап. полка.
– Танковую группу возглавил командующий БТ войсками армии полковник (тогда) М. П. Сафир. Ему же командарм М. Г. Ефремов и поручил «руководство действиями в этой операции».
– 18-я сбр согласно боевому приказу командарма-33 № 1/оп от 3.12.41 должна была наступать не на Юшково, а в направлении отм. 203,8 (1 км северо-западнее).
– Части Танковой группы в 15.00 3.12 начали атаку в направлении Петровское, Юшково и к 17.00 (наступила темнота) разгромили основные силы 478-го пп, остатки которого в панике отошли на запад в сторону Головеньки. Но вот самое главное (цитата из доклада):
«… В назначенное время пехота в атаку не перешла. Танковые батальоны действовали одни». Из этого следует, что 18-я сбр (а также 23 и 24 лб) в атаке на Юшково участия не принимала. Уже после опубликования этой статьи (1997 г.) и книги (2005 г.) автор в ВИА № 12(72), 2005 г., с. 5-28, привел недостающий документ, объясняющий причины систематического запаздывания бригады к началу атак.
Схема боевых действий танковой группы с 18 СБР 3-4 декабря 1941 г.

Схема боевых действий танковой группы с 18 СБР 3-4 декабря 1941 г. (в соответствии с приказом командарма-33 от 3.12.41 №1/оп). Сх. исп. В.М. Сафир.

Вот краткое содержание приказания командарма-33 от 4.12.41:
«Командиру 18-й стр. бригады подполковнику Сурченко.
1. Представитель Штарма… доложил, что вы до сих пор не наладили управление подразделениями.

3. До сих пор ваш штаб где-то гуляет, и вы не можете его найти.
4. Такое положение нетерпимо в такой ответственной обстановке… Командарм приказал:
а) немедленно вызвать штаб и наладить управление подразделениями

ж) в виду неготовности время начала действий 4.00 4.12 без сигнала…»
Ликвидация прорыва противника 3-5 декабря 1941 г.

Ликвидация прорыва противника 3-5 декабря 1941 г. Ошибочная версия командира 18 СБР А.И. Сурченко ("Военно-исторический журнал", 1962. №12. С.52).

Автор справедливо отмечает, что «без штаба не воюют», поэтому каких-то организованных и своевременных действий бригады до утра 4.12 ожидать не приходилось. Что касается действий 5-й армии, о чем упоминает Г. Жуков в своих «Воспоминаниях…», делая основной акцент на бой у Акулово (это же повторяет и М. Гареев в своих статьях), то эта информация неверна, ибо части 5-й А (32-я сд, 20 тбр и др.) в ходе боевых действий 2-4 декабря оставались на своих исходных позициях. Следует отметить, что до последнего времени информация как о Нарофоминском прорыве, так и действиях 33-й армии была крайне ограниченной. Причина очевидна – резкие и нелицеприятные отношения, образованного в оперативном плане Ефремова с Жуковым (учитывая ошибочные действия Жукова при вводе обескровленной 33-й А в прорыв к Вязьме, гибели как ее основных частей, так и самого командарма, для выручки которых Жуков практически ничего не сделал). В заключение автор отмечает, что этот 25-километровый (!) прорыв на центральном участке ЗФ являлся неожиданным и наиболее опасным, ибо впервые немецкие части (пехотный полк и 30 танков) так близко подошли к штабу ЗФ (до Перхушково оставалось чуть более 10 км), имея реальную возможность прорваться на Киевское шоссе (2,5 км).
В своем докладе Хрущеву от 19.05.56 о более близких к Москве деревнях Дедово и Красная Поляна Жуков отмечал: «… и в то время как мы с Н.А. Булганиным брали эти деревни, не имеющие никакого значения, противник прорвал фронт в другом месте – в районе Наро-Фоминска, ринулся к Москве, и только наличие резерва фронта в этом районе спасло положение». Что касается М.П. Сафира, то за успешные действия при ликвидации прорыва Жуков по телеграфу наградил его орденом Красного Знамени (подтверждено Приказом ЗФ № 449 от 31.12.41).

В. Сафир | "Первая мировая и Великая Отечественная. Суровая правда войны"


 ← На Базу ← Нарофоминский прорыв 1-5 декабря 1941 года